Отношения с автомобилями у меня складывались несколько противоречивые. Детство прошло в УАЗе. Примерно лет в 12 я научился водить «Ниву», свою первую машину купил в 17, но до сих пор не ней толком не ездил, водительское же удостоверение получил в 27… Странно всё это, правда?

Впрочем, все эти странности не помешали мне участвовать в различного рода автомобильных авантюрах наподобие 2000-километрового марш-броска или утопления внедорожника в озере (хоть и не за рулём).

Зато неплохо изучил отечественную (и немного — зарубежную) автомобильную историю с самого начала до 1950-х годов. Дальше просто уже не так интересно. Кажется, что всё самое красивое и оригинальное было сделано в Те Времена…

Первого сентября 2007 года я окончательно перестал быть нормальным человеком, слегка сочувствующим различной полноприводной технике. Всё произошло просто: меня пригласили в трофи-рейд в качестве фотографа-оператора. Я получил в руки видеокамеру, место сразу в двух машинах (головной и замыкающей) и отправился в неизвестность.

Из неизвестности привёз 5 гигабайт отснятого материала и неподдающееся числовому выражению количество позитивных эмоций. Вот пара текстов в качестве ликбеза (писалось для журнала «Мидл»).


10 сюрпризов загородной поездки

Чего только ни услышишь в дремучем северном лесу! Вот булькнула в грязи выхлопная труба. Вот несколько десятков литров воды медленно вытекают из салона. А вот с чавканьем разбрызгивают жижу приспущенные колёса. Чуть поодаль хрустнула, не выдержав нагрузки, чья-то лебёдка, а где-то впереди тихо щёлкает полутораметровый домкрат. Звонко завыла бензопила: полноприводные «санитары леса» расчищают завалы. Мелодично шипит рация, затем, подумав, выдаёт: «Дьявол – Бродяге. Тут кисло, будем лебедиться!» Поражённый услышанным, дятел со свистом падает с дерева и втыкается во влажный мох у корней…

Все эти чудесные «звуки природы» порождает колонна суровых джипов, продирающихся сквозь ландшафт там, где последний раз кто-то про­ехал лет двадцать назад, а то и вовсе не проезжал никогда. Впрочем, железная поступь прогресса не так уж шумна, как это может показаться поначалу.

Ещё когда колонна едет по городу, из соседних автомобилей и с тротуаров раздаются удивлённые возгласы, и кажется, что отчётливо слышен хруст клавиш мобильных телефонов: все стремятся успеть заснять на встроенные камеры невиданную процессию. Но движение неторопливо – на тяжёлой технике особо не погоняешь: это вам не прыщавые «жигули» с клетчатыми наклейками.

Каждый, кто хоть раз ездил на обычном «УАЗе», знает, как это забавно – смотреть на все остальные машины сверху. Поездка на «специально обученном «УАЗе» позволяет смотреть сверху на всё, что не является грузовиком или общественным транспортом. А в ответ – радостные расплющенные стёклами лица: «Бывает же такое!». Процесс заправки временно парализует АЗС любого размера.

Действительно, посмотреть есть на что. За основу берётся любой полноприводный автомобиль (не важно, российского или импортного происхождения). В него имплантируется высокая усиленная подвеска – машина становится выше. Устанавливаются огромные широкие колёса – машина становится ещё выше. Из-под капота до самой крыши вырастает «шноркель» – специальная воздушная труба, благодаря которой мотор не захлёбывается во время переправ через реки. Сверху появляется специальный багажник (дополнительные фары, лесенки, запасное колесо) – и машина становится ещё выше… Внутри – пара спортивных сидений с особыми ремнями безопасности, рация, пульт управления дополнительным светом, пара розеток на «городские» 220 вольт, спутниковый навигатор и множество крупных и мелких переделок под капотом (маленький «секрет» каждого экипажа). По бокам – от передних крыльев до верха лобового стекла – тянутся стальные тросы, которые в лесу защищают стекло от веток. Для полноты картины необходимо добавить «хай-джек» – специальный очень высокий домкрат, несколько лопат, переднюю и заднюю лебёдки, наклейки с названием клуба и позывным экипажа…

Внутри столь грозных с виду автомобилей сидят очень серьёзные, но добрые люди. Водитель да штурман – вот и весь экипаж. Всё остальное место занимает снаряжение, ведь «дорога» полна невероятных сюрпризов.

Сюрприз первый: после ­пары сотен метров без асфальта понятия «бездорожье», «грязь» и «джип» полностью теряют общепринятый смысл. На самом деле всё гораздо хуже, а неподготовленная машина сюда уже едва ли доберётся.

Сюрприз второй: всего ­через несколько километров приходит понимание того, что, оказывается, «грязь» и «бездорожье» ещё только начинаются.

Сюрприз третий: оказывается, самое чистое место в машине – это крыша. До неё грязь почти не долетает, тогда как в открытые окна попадает много чего интересного, а даже плотно закрытые двери прекрасно пропускают речную воду. «Грязный танк в бою не виден!»

Сюрприз четвёртый: несмотря на кажущийся чудовищным хаос, всё это невероятно весело и увлекательно, тем более, что…

Сюрприз пятый, специально для читателей: у подобного рода поездок есть сразу несколько целей, и массовый замес грязи имеет огромный смысл. В первую очередь это, конечно же, активный отдых. Очень активный. А по своей сути – экстремальная разновидность автомобильного туризма. Иной раз услышишь где-нибудь в районе: «Дак вот тама, в лясу, церковь старая, да дяревня, лет шиссят уж как не жявёт никто…» И начинаются исследования: что, да где, да как. Значит, надо найти, доехать, сфотографировать. Разведка, экспедиция – и новый маршрут готов! И то верно: простое перемешивание грязи вряд ли имеет смысл (в конце концов, непролазные места можно найти и прямо в той же Вологде). А когда есть цель, можно сделать многое.

Можно километр-другой «пройти на пилах» – это когда приходится бензопилами резать поваленные деревья, освобождая узкий проход, лишь бы пролезли машины. Можно и в речку нырнуть, чтоб вода по капоту (хотя всю грязь так, конечно, не смоешь, но хоть на другой берег попасть можно). Можно даже повернуть назад за пятьсот метров от цели – если выходные на исходе, а «рубиться» пришлось бы ещё полдня. Зато можно вернуться сюда через месяц, когда заживут «боевые раны» машин, взяв с собой то, чего не предусмотрели в прошлый раз, преодолев эти полверсты – на пилах, на лебёдках, на руках – и добраться…

Сюрприз шестой: здесь люди крепче железа. На первый взгляд, у полноприводных монстров огромный запас прочности. Но, как известно, всё, что может сломаться, – ломается. А всё, что сломаться не может, – ломается всё равно. И если у кого-то что-то сломается совсем – колонна встанет, соберётся консилиум и решение будет найдено. Вот где простор для русской смекалки: единственный способ предусмотреть всё – это таскать за собой запасной джип. Не самое элегантное решение, вот и приходится в каждой поездке выдумывать невозможное. В «дороге» абсолютно точно можно знать только одно: свои не бросят!

Сюрприз седьмой: не следует слишком полагаться на технологии. Люди, большую часть своей жизни передвигающиеся по ровным поверхностям, привыкли считать, что мобильная связь повсеместна. На самом деле это далеко не так. На Земле ещё полно мест, где поговорить с кем-нибудь можно только по рации, и то лишь в том случае, если антенну не сорвало с крыши могучей еловой лапой. Да и глобальная система позиционирования на деле не так уж глобальна: там, где сосны выше городских многоэтажек, никакие спутники «не видны» – и в ход идут старые добрые компасы. Всё, что требует зарядки, заряжается ручным генератором.

Но вот – привал. Двигатели заглушены, ставятся палатки, между машинами натягивается тент. Слышно, как вылезает из болота потревоженный в начале нашего рассказа дятел и недовольно взбирается обратно на ель. Падают шишки. За ночь какой-нибудь особо злобный лось может оставить прямо у палатки восьмой сюрприз…

Рано утром в сознании всплывает сюрприз девятый: впереди – дорога домой. И не важно, пойдёт ли она тем же маршрутом или другим – путь домой всегда короче. И пусть машину толкают уже два колеса вместо четырёх – их хватит; пусть антенна осталась в лесу, и экипаж слышит всех, а сказать ничего не может – поймут по стоп-сигналам; пусть сломалась передняя лебёдка – задняя ещё крутится; пусть сдохли оба генератора, и заводить двигатель нельзя – дотащат на тросе; пусть все машины получили повреждения – все вернутся домой!

Сюрприз десятый появляется только на асфальте. Как обычно, он неожиданно выскакивает из кустов или выбегает из стационарной будки. Но это – Добрый гаишник. Он должен был бы оштрафовать каждого за все возможные (и особенно невозможные) несправности транспортного средства. Он не должен был бы пускать столь грязные транспортные средства в город. Он мог бы… Но он спрашивает: нужна ли помощь, требуется ли сопровождение? Нет, всё в порядке. Это – нормально. Ради этого всё и затевалось.

А в городе – снова работа. Строгие костюмы вместо камуфляжа. Легковушки вместо внедорожников. Светофоры вместо завалов. Ремонт машин. Обсуждение новых маршрутов. Вот кто-то придумал разыскать старые лагеря для заключённых – они так и стоят заброшенные где-то в лесах. Тоже история…

Но это будет уже другая, новая история. И там, где не ступала нога человека, останется след большого и широкого колеса, слегка приспущенного для лучшей проходимости.



Нам дорога не нужна!

Неизвестно, что произойдёт раньше: в России появятся дороги или переведутся дураки. Но ездить-то хочется уже сейчас! Чтоб без каких-либо дорог: туда, куда дураки не доберутся. Кому-то это нужно для удовольствия или ради увлечения (охота, рыбалка, туризм). Кому-то — по работе. Да мало ли зачем! Часто для таких поездок хватает возможностей стандартной техники — серийных полноприводных автомобилей. Благо, приобрести практически любую машину сейчас можно без особого труда. Но не всегда даже самый «навороченный» серийный джип способен пробраться в самые интересные места…

Оказывается, на знаменитый остров Спас-Каменный можно проехать на автомобиле. Точнее, на не совсем обычном автомобиле. Если ещё точнее — на специально подготовленном. Впрочем, речь идёт не о создании какой-то плавающей амфибии, а всего лишь о подготовке внедорожника к полному и беспросветному отсутствию дороги. Опыт путешествий вологодского клуба внедорожников «Райд» показывает, что в пути можно ожидать чего угодно. Брод может оказаться не таким уж мелким. Коварный ноябрьский лёд заставляет вспоминать о подвиге челюскинцев. Да и не каждое дерево, лежащее поперёк пути, можно переехать даже на самых больших колёсах.

Колёса — всегда самая заметная деталь внедорожника. Как говорится, размер имеет значение. И если традиционная автомобильная резина делится в основном на зимнюю и летнюю (как максимум — на шоссейную и просёлочную), то внедорожные покрышки предназначены для борьбы с грязью, болотом, снегом, камнями и так далее. Всё это — разные типы колёс!

Хитрость в том, что даже правильные и большие колёса порой могут успешно закопать машину по самые бампера. В этом случае без лебёдки не обойтись — а их хорошо бы иметь минимум две — спереди и сзади. Тогда можно зацепиться за что-то большое и прочное, вытянув таким образом машину почти из любой беды. Это, конечно, в том случае, если что-то большое есть поблизости.

Сравнительно гладкое и вполне надёжное на первый взгяд речное русло — одно из таких коварных препятствий. При попытке проехать «с ходу» машина зарывается в ил практически мгновенно. Средство преодоления — сэнд-траки — своего рода мостки, которые подкладывают под колёса при движении по нестабильным поверхностям (песку, илу). Простая, в общем-то, вещь, которая значительно повышает проходимость даже обычного автомобиля.

А вот и озеро. Дальше двигаться следует с осторожностью: есть опасность залить двигатель. Но это в том случае, если машина не оснащена «дыхательной трубкой» — шноркелем. Работает он точно так же, как знакомая всем трубка ныряльщика, а именно позволяет мотору «дышать», даже когда капот накрывает волной. Эта нехитрая модификация позволяет значительно увеличить максимальную глубину брода, который можно преодолеть на машине. Фактически ограничиваться тут следует лишь здравым смыслом и желанием (либо нежеланием) водителя промочить ноги — ведь в салон-то вода всё равно попадёт.

Ну, а промочить можно практически всё — до самой крыши. Конечно, после такого купания машине потребуется некоторый ремонт, но путь она продолжит раньше, чем успеет просохнуть салон.

Преодоление бродов — явление совершенно нормальное, ведь ­водные преграды попадаются не только на пути к островному монастырю. Каждая поездка сопровождается купанием железных коней (а иногда и их экипажей). Такова плата за то, чтобы увидеть что-нибудь уникальное.

После осмотра достопримечательностей кто-то может пожелать найти более суровые испытания для себя и автомобиля. Значит, самое время отправиться на какие-нибудь соревнования. Тем более что подобного рода мероприятия проводятся регулярно и повсеместно, и, кроме того, отличаются завидным разнообразием. В гонках могут принимать участие и стандартные машины, и специально подготовленные, и даже те, на которых в городе вообще запрещено появляться: хаос, который они оставляют после себя, едва ли совместим со спокойным существованием ничего не подозревающих мирных граждан. Зачастую все эти разные машины можно увидеть на старте одновременно. Правда, едут они по разным маршрутам соответствующей сложности.

Тем, кто ищет трудностей в пути, следует позаботиться об усиленной подвеске и специальных амортизаторах. Будь то туристический маршрут или гоночный рейд, ухабы и кочки маленькими не покажутся. К тому же прошедший впереди монстр-прототип мог накопать колёсами немаленькую ямку — препятствие, которого ещё пять минут назад не было на штурманской карте. Всё-таки соревновательный азарт — дело крайне серьёзное.

Кстати, именно из-за серьёзности происходящего экипаж обычно состоит из двух человек. Одному справиться крайне трудно, причём не только на соревнованиях. Там, где нет асфальта, скорость не всегда имеет решающее значение. Полноприводные гонки порой похожи на медленное испытание на точность: отклонишься чуть в сторону, и машину развернёт поперёк, или колёса свалятся в колею, или застрянешь окончательно. А ведь с водительского места всего не углядеть — поэтому штурман бежит вперёд на разведку и уже снаружи подаёт «иные сигналы, понятные участникам движения».

Участники же поддерживают между собой связь по рации. В привычном городском мире это устройство — скорее атрибут таксистов, чем принадлежность для экстремального отдыха. Но без связи на природе никак: бывает, нужно предупредить о трудном участке или попросить помощи. Да и просто организовать движение колонны в лесу или на асфальте.

А вот многочисленные фары на крыше — несомненно, явление джиперское. И, надо сказать, вся эта иллюминация действительно необходима: ночью нужно видеть каждую ямку, каждый кустик и то, что может за ним притаиться — тут двумя стандартными фарами не обойтись. Да и свет по бокам и сзади — хорошая подмога при поиске объезда или разбивании лагеря. Не говоря уже о вытаскивании застрявшего в озере автомобиля…

Клубу «Райд» нет ещё и года (всё началось в мае 2007-го), но следов на бездорожье уже оставлено немало. В минувшем сезоне были поездки по Вологодской и Ярославской областям, участие в соревнованиях «Медвежуть-4» и «Дуб-трофи». И пусть первыми местами пока похвастаться нельзя, главная задача — себя показать и на других посмотреть — выполняется. А сделать это можно даже в городе: в декабре «Райд» участвовал в 10-й выставке «Российский лес», традиционно проходящей в Вологде. Были показаны три автомобиля: «Нива», «УАЗ» и «Ниссан», подготовленные на базе клуба. Машины очень разные, каждая требует учёта своих особенностей и таит в себе собственные хитрости. А ведь именно такой транспорт и нужен многим, работающим в лесной отрасли: сейчас основным средством передвижения в лесу обычно является что-то большое, гусеничное и очень прожорливое в отношении топлива. Не самая удобная штука.

Дело в том, что одним из направлений деятельности клуба «Райд» является подготовка полноприводных автомобилей к тому, что в официальной инструкции назвали бы «особыми условиями эксплуатации». Это как раз тот случай, когда не следует изобретать велосипед, а тем более — пытаться изобрести внедорожник. Есть готовые рецепты и, главное, — опыт их реализации, в чём могли убедиться все посетители выставки: можно было не только потрогать руками «боевые машины», но и оценить их в действии, посмотрев видеоклипы по мотивам поездок и соревнований.

Владельцев полноприводных машин, желающих, чтобы их «питомцы» выросли в суровых монстров бездорожья, ждут специалисты клуба.